Железные траки и способы их применения
Чтобы колеса автомобиля меньше проваливались в мягкий грунт, можно использовать любой подручный материал — ветки, бревна, доски, но лучше иметь в своем арсенале специальные приспособления — пластины из профилированной стали или алюминия, которые называются сэндтраками, просто траками или, по-другому, трапами.
Как следует из этого названия (в переводе с английского «Sand track» — песчаный трап, иногда встречается название «Sand Ladder» — песчаная лестница), их первоначальное назначение — помогать машине передвигаться по песку, но они отлично подходят и для других мягких или сыпучих грунтов.
Российская и зарубежная промышленность выпускает сэндтраки, которые приблизительно одинаковы. Это алюминиевые пластины длиной обычно 1, 1,2 или 1,5 метра, весом около 8–10 килограммов каждая, с продольными гребнями и профилированием для увеличения жесткости и с большими отверстиями, которые сделаны для повышения сцепления с колесами, уменьшения массы траков, а также для облегчения вытаскивания траков из грязи.
Иногда они изготавливаются из другого металла, но такие весят больше, чем алюминиевые, примерно в полтора раза.
Одной из бюджетных разновидностей металлических траков является покрытие, которым мостят временные взлетнопосадочные полосы и рулежные дорожки в авиации,— стальные профилированные пластины с отверстиями. Длина такого трапа — порядка двух метров. Основной недостаток этих полос — чудовищный вес.
По длине траки выбираются с таким расчетом, чтобы они были короче расстояния между осями машины, с таким расчетом, чтобы трак можно было легко вытащить из-под днища, то есть для длиннобазных машин трак должен быть полутораметровый, а для короткобазных достаточно 1,2-метрового.
При преодолении значительных пространств нужно 4 трака, а лучше 6, чтобы вытаскивать их после прохождения машины и перекладывать вперед.
Это, конечно, долго и нудно, зато можно проезжать по сильно заболоченной местности, и в любом случае лучше, чем, увязнув в первой же луже, бежать за трактором.
В офф-роуде, как и в медицине, гораздо проще болезнь предотвратить, чем ее потом лечить, так что время, потраченное на укладывание траков перед прохождением препятствия, с лихвой окупится сэкономленным на эвакуации.
Траки выкладываются перед автомобилем строго по направлению движения колеса. В случае, когда колесо чуть-чуть закопалось, просто подпихните трак под него. Плавно заезжайте на дорожку из трапиков и медленно двигайтесь по ней.
Однако, если длины траков не хватает на преодоление всего препятствия, можно и даже нужно использовать это расстояние для разгона и проезда препятствия до конца «ходом».
Если же у вас только два трака, то подкладывать их нужно под передние колеса автомобиля, так как они загружены больше, чем задние: ведь впереди находится самая тяжелая деталь — двигатель.
Второе применение траков — уменьшение углов въезда и выезда на препятствие. Типичный пример — лежащее поперек дороги бревно, на которое колесо автомобиля не может въехать. В таком случае трапики служат как бы пандусом.
Еще одна область использования сэндтраков — помощь в переезде глубоких, но нешироких канав. Траки укладываются поперек канавы, и по ним, как по мостику, переезжает автомобиль. Если же после такого переезда трак погнулся, то на следующем препятствии просто переверните его, и он вернет себе первоначальную форму.
Использование сэндтраков этим не исчерпывается: они служат отличной подставкой для домкрата или хай-джека на болотистом грунте.
А самое приятное использование трака — в качестве походного стола после тяжелого офф-роудного дня.